2017 РП Бюджетная система РФ бак

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II»

(МГУПС (МИИТ))

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Юридического института

____________________Н.А. Духно

16 июня 2016 г.

Кафедра

Финансовое право и налогообложение

Автор:

Кривцов О.Ф., кэн, доцент

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Бюджетная система РФ

Направление:

40.03.01 Юриспруденция

Профиль:

Юриспруденция в сфере банковского дела

Квалификация выпускника:

бакалавр

Форма обучения:

очная

Одобрена на заседании

Учебно-методической комиссии Юридического института

Протокол № 7

15 июня 2016 г.

Председатель УМК ________М.Ю. Филиппова

Одобрена на заседании кафедры

«Финансовое право и налогообложение»

Протокол № 10

31 мая 2016 г.

Зав. кафедрой __________А.П. Овечкин

Москва 2017 г.

1. Цели освоения учебной дисциплины

Главная цель - преподавания дисциплины «Бюджетная система РФ» является формирование у студентов современного юридического и экономического мышления, навыков анализа проблем и процессов в области бюджетной системы, бюджетных отношений и бюджетного процесса на всех уровнях управления, понимания содержания бюджетного механизма и бюджетной политики в условиях трансформации экономики.

Задачи дисциплины:

сформировать систему знаний в области бюджетной системы и бюджетного процесса с учетом изменяющихся условий и рисков;

выработать у студентов навыки разработки механизмов бюджетной политики публично-правовых образований;

раскрыть направления взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов государственного регулирования бюджетного и налогового процесса;

ознакомить студентов с задачами, организацией работы и полномочиями законодательных и исполнительных органов власти в сфере управления бюджетными средствами;

рассмотреть особенности формирования программного бюджета;

провести анализ проблем и практику формирования бюджетов разных уровней управления и бюджетов внебюджетных фондов;

выработать у студентов навыки работы с нормативно-правовыми актами, научными исследованиями и статистическими материалами по бюджетной тематике.

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП во

Дисциплина Б1.В.ДВ.7.1 «Бюджетная система РФ» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Изучение данной учебной дисциплины основывается на базе знаний, полученных студентами на предыдущих курсах в ходе освоения таких дисциплин, как

«Экономика»:

Знать основные положения и методы экономической науки и хозяйствования.

Уметь использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач; самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики.

Владеть навыками постановки экономических целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.

«Финансовое право»:

Знать основные понятия и структуру финансовой системы государства, систему финансового законодательства.

Уметь правильно ориентироваться в системе правового регулирования финансовых отношений.

Владеть навыками применения на практике норм финансового законодательства

Учебная дисциплина «Бюджетная система РФ» является важной составной частью в системе подготовки бакалавров в области юриспруденции и, в свою очередь, является основополагающей для изучения дисциплин «Финансы, кредит и деньги», «Современная денежно-кредитная политика».

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

п/п

Индекс и содержание компетенции

Планируемые результаты

1

2

3

1

ОК-2 -способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Знать:

- основы макроэкономических знаний в области финансов и финансовой системы страны;

- сущность государственных и муниципальных финансов;

- сущность налоговой системы Российской Федерации;

- основы бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Уметь:

-оценивать факты и явления с точки зрения развития

бюджетного законодательства;

- анализировать налоговые и неналоговые доходы различных уровней бюджетной системы;

- анализировать классификацию расходов различных уровней бюджетной системы.

Владеть:

- необходимыми навыками профессиональной оценки современного бюджетного процесса;

- основами формирования доходной и расходной частей бюджета, управления долговыми отношениями.

2

ПК-5 – способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Знать:

- особенности бюджетного законодательства,

- правовое регулирование бюджетной политики РФ, форм государственного устройства,

- нормативные и методические документы, регулирующие систему бюджетных отношений.

Уметь:

- оперировать финансовыми понятиями и категориями;

- анализировать проблемы бюджетной системы и бюджетного процесса, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать эффективность использования бюджетных средств, выявлять внутренние резервы по улучшению их использования и проводить мероприятия по их мобилизации.

Владеть:

- навыками анализа различных правовых явлений в области бюджетных отношений;

- навыками анализа правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

3

ПК-15 - способность толковать нормативные правовые акты

Знать:

- порядок взаимоотношений бюджетов бюджетной системы РФ на федеральном уровне, на уровне субъектов и муниципальном уровне;

- основные положения бюджетной системы РФ, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов;

- природу сущность, функции и содержание бюджетного права.

Уметь:

- анализировать проблемы бюджетной системы и бюджетного процесса, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; определять потребность хозяйствующих субъектов в бюджетных средствах,

- толковать и правильно применять правовые нормы.

Владеть

- навыками анализа бюджетного процесса, практикой формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, правилами исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

- финансовой терминологией, навыками работы с правовыми актами.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ

4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:

- 3 зачетных единиц; (108 академических часа).

4.2. Распределение объема учебной дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся.

Вид учебной работы

Количество часов

Всего по учебному плану

Семестры

№ 5

№ 6

1

2

3

4

Контактная работа (всего):

54

54

Аудиторные занятия (всего):

54

54

В том числе:

Лекции (Л)

16

16

практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия

38

38

лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)

Контроль самостоятельно работы (КСР):

Самостоятельная работа (всего):

54

54

Экзамен (при наличии)

ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

Часы:

108

108

Зач. ед.:

3

3

Текущий контроль успеваемости (количество и вид текущего контроля)

ТК1, ТК2

Виды промежуточной аттестации

(экзамен, зачет, зачет с оценкой)

зачет

З

0,15

4.3. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

№ п/п

Семестр

Тема (раздел) учебной дисциплины

Виды учебной деятельности в часах / в том числе интерактивной форме

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Л

ЛР

ПЗ

КСР

СР

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

6

Раздел I . Бюджетное устройство РФ

Тема 1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

2

4/2

8

14

ТК1.

Опрос,

тестирование и (или решение задач)

2

6

Раздел II. Доходы и расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы

Тема 2. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ

Тема 3. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ

4

12/6

14

30

3

6

Раздел III. Сбалансированность бюджетов

Тема 4. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ

Тема 5. Формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов

Тема 6. Государственный и муниципальный долг

4

8/4

10

22

ТК2.

Опрос,

тестирование и (или решение задач)

4

6

Раздел IV . Бюджетный процесс в РФ

Тема 7. Основы организации бюджетного процесса в РФ

2

6/3

12

22

5

6

Раздел V . Исполнение бюджетов, утверждение бюджетной отчетности и финансовый контроль Тема 8. Исполнение бюджетов

Тема 9. Бюджетный контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства

4

8/3

10

20

Промежуточная аттестация

Зачет

Всего

16

38/18

54

108

4.4. Практические занятия

п/п

№ семестра

Тема (раздел) учебной дисциплины

Наименование практических занятий

Всего часов / из них часов в интерактивной форме

1

2

3

4

5

2

6

Раздел 1.

Тема 1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Бюджет как финансовая база деятельности органа власти соответствующего уровня бюджетной системы. Особенности бюджетной системы РФ, ее уровни. Состав бюджетной классификации.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

4/2

6

Раздел 2.

Тема 2. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ

Механизм формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

6/3

6

Раздел 2.

Тема 3. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ

Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

6/3

6

Раздел 3.

Тема 4. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ

Современные основы формирования сбалансированного бюджета.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

2/1

6

Раздел 3.

Тема 5. Формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов

Особенности формирования бюджетов внебюджетных фондов.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

4/2

6

Раздел 3.

Тема 6. Государственный и муниципальный долг

Механизм управления долговыми отношениями. Программа государственных заимствований и программа государственных гарантий.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

2/1

7

6

Раздел 4.

Тема 7. Основы организации бюджетного процесса в РФ

Составление сводной бюджетной росписи и ее использование в процессе исполнения бюджета. Практика бюджетного процесса в РФ.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

6/3

8

6

Раздел 5.

Тема 8. Исполнение бюджетов

Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ. Формирование бюджетной отчетности и ее утверждение.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

4/1

9

6

Раздел 5.

Тема 9. Бюджетный контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Бюджетно-финансовый контроль как органическая часть государственного финансового контроля.

Решение ситуационных задач и деловые игры по теме занятия.

4/2

ВСЕГО:

38/18

4.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционно-семинарско-зачетная

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых игр

Информацонно-коммуникационные технологии

Проблемное обучение

Модульно-рейтинговые технологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

п/п

№ семестра

Раздел учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы студента.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Всего часов

1

2

3

4

5

1

6

Раздел I . Бюджетное устройство РФ

1.Изучение и конспектирование нормативных актов, основной и дополнительной литературы, а также решение тестовых заданий.

подготовка к практическим занятиям, разработка докладов.

2.  Изучение учебной литературы из приведенных источников:

 [1, стр. 1-180],[2, стр. 5-102], [5, стр. 1-128].

8

2

6

Раздел II. Доходы и расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы

Изучение и конспектирование нормативных актов, основной и дополнительной литературы, а также решение тестовых заданий;

подготовка к практическим занятиям, разработка докладов.

2.  Изучение учебной литературы из приведенных источников:

 [1, стр. 181-250],[2, стр. 103-172], [3, стр. 50-130].

14

3

6

Раздел III. Сбалансированность бюджетов

Изучение и конспектирование нормативных актов, БК РФ, основной и дополнительной литературы.

Анализ исполнения бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, межбюджетных трансфертов, расчет аналитических показателей. Решение тестовых заданий, подготовка к практическим занятиям, разработка докладов.

2.  Изучение учебной литературы из приведенных источников:

 [1, стр. 251-290],[2, стр. 173-222], [4, стр. 73-132].

10

4

6

Раздел IV . Бюджетный процесс в РФ

Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы. Решение тестовых заданий, подготовка к практическим занятиям, разработка докладов.

2.  Изучение учебной литературы из приведенных источников:

 [1, стр. 291-321],[2, стр. 223-295], [5, стр. 122-156].

12

5

6

Раздел V . Исполнение бюджетов, утверждение бюджетной отчетности и финансовый контроль

Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы. Решение тестовых заданий, подготовка к практическим занятиям, разработка докладов.

2.  Изучение учебной литературы из приведенных источников:

 [1, стр. 322-380],[2, стр. 296-420], [4, стр. 133-156].

10

Всего

54

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1. Основная литература

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Год и место издания.

Место доступа

Используется при изучении разделов, номера страниц

1.

Бюджетная система РФ: Учебник

А.С. Нешитой

М.: Дашков и К, 2014

Библиотека ЮИ МГУПС (МИИТ)

Все

2.

Бюджетная система РФ: Учебник

Г.Б. Поляк

М.: Проспект, 2014

Библиотека ЮИ МГУПС (МИИТ)

Все

7.2. Дополнительная литература

№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

Используется при изучении разделов, номера разделов

3.

Бюджет и бюджетная система: Учебник

Афанасьев М. П.,

Беленчук А.А., Криворогов И.В.

М.: Юрайт, 2014

Библиотека ЮИ МГУПС (МИИТ)

Все

4.

Бюджетная система РФ: Учебник

Золотарева Г.И Смородина Н.И

М.: Кнорус, 2015.

Электронная библиотека Book.ru http://book.ru/.

Все

5.

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры

Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В.

М.: Юрайт, 2017

Электронная библиотека Book.ru http://book.ru/.

Все

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

www.ach.gov.ru — официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации.

www.budgetrf.ru — информационно-аналитический комплекс «Бюджетная система Российской Федерации» в рамках проекта «Университетская информационная система России».

www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.

www.eeg.ru — сайт Экономической экспертной группы – независимого аналитического центра по проблемам макроэкономики и государственных финансов.

http://europa.eu — официальный сайт Европейского Союза.

www.fpcenter.ru — официальный сайт Центра фискальной политики.

www.government.ru — официальный сайт Правительства Российской Федерации.

www.imf.org/external/ index.htm — официальный сайт Международного валютного фонда.

www1.minfin.ru/ — официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

www.minfin.gov.by — официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь.

www.minfin.kz — официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан.

www.minfin.gov.ua — официальный сайт Министерства финансов Украины.

www.nalog.ru — официальный сайт Федеральной налоговой службы.

http://openbudget.karelia.ru – Открытый бюджет. Регионы России.

www.rosfinnadzor.ru — официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

www.roskazna.ru — официальный сайт Федерального казначейства.

www.worldbank.org – официальный сайт Всемирного банка.

http://miit.ru/portal/page/portal/miit/library/e-catalogue

http://elibrary.ru/

http://book.ru/

http://ui-miit.ru

www.consultant.ru – сайт Справочной правовой системы «Консультант-плюс»

www.gla http://www.garant.ru – сайт Справочной правовой системы «Гарант».

www.kodeks.ru – Информационно-правовые системы «Кодекс»

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Пакет программ Microsoft Office

Интернет-браузер

10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

- оснащение аудитории компьютерами, современной мультимедийной техникой

- компьютерное оборудование и программное обеспечение, включая доступ в Интернет;

- обеспечение доступа информационным базам данных (нтернет-ресурсам, электронной библиотеке, научным библиотечным фондам и т.д.).

-презентация в системе PPT, слайды, схемы, таблицы, графики, рисунки, диаграммы, используемые в ходе проведения лекционных занятий

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Дисциплина «Бюджетная система РФ» играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов для организаций и учреждений финансовой сферы, а также госслужащих финансовых органов. Она изучается для углубления знаний, полученных по другим специальным дисциплинам в рамках подготовки дипломированных специалистов по направлению подготовки «Юриспруденция», с учетом роли и места дисциплины в будущей профессиональной деятельности выпускника, формирования и закрепления навыков аналитической и экспертной работы, осуществляемой на разных этапах бюджетного процесса

Система подготовки специалистов в вузе складывается из органического сочетания аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего она находит свое выражение в виде «домашних заданий», даваемых их на длительный срок (семестр) или сравнительно короткий (неделя, месяц). Это – решение задач и примеров, конспектирование литературных источников, обработка материалов интернет-ресурсов, перевод текстов (статей) с иностранных языков и т.д. Наиболее серьезными и ответственными видами самостоятельной работы являются рефераты, курсовые работы и дипломный проект, завершающий курс обучения.

Учебный процесс складывается из различных видов и форм учебной работы, включая самостоятельную работу студентов.

Методические рекомендации по подготовке к лекциям

Успешное изучение дисциплины предполагает планомерную работу над лекционным материалом в течение всего семестра и самостоятельную работу с литературными источниками, указанными преподавателем при чтении лекций. Планомерность работы — залог успеха. Материал каждой последующей лекции базируется на предыдущих. Поэтому работа с лекциями является необходимым условием успешного освоения курса. При этом в лекционный материал рекомендуется вносить замечания, дополнения, пояснения.

Лекции являются для слушателя основной формой последовательного изучения учебного материала. Слушателю рекомендуется вести подробный конспект изучаемого учебного материала, восстанавливать пропущенные лекции, изучать основную и при необходимости дополнительную литературу, перед зачетом посещать консультации. Лекции освещают узловые вопросы курса. Основное их назначение — обеспечить изучение основного материала дисциплины, связать его в единое целое.

В начале лекции преподаватель называет тему лекции, основные вопросы, выносимые на лекцию, указывает литературу и главы и параграфы в ней, где изложен материал лекции. После каждого раздела делаются обобщающие выводы и даются указания по самостоятельной работе над материалом лекции.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские (практические) занятия имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. На каждом таком занятии слушатели решают практические задачи и демонстрируют результаты выполнения домашнего задания, выданного на предыдущем занятии.

Преподаватель заранее сообщает тему следующего занятия и рекомендует литературные источники. При подготовке к занятиям необходимо, прежде всего, изучить конспект лекций, рекомендованные разделы учебников и учебных пособий. При необходимости следует поработать с дополнительной литературой.

Решение каждой задачи или примера нужно стараться довести до конца. По нерешенным или не до конца понятым задачам следует требовать проведения дополнительных консультаций преподавателя.

Контроль работы и знаний студентов

Для развития самостоятельности студентов важно, чтобы они осознали необходимость систематической повседневной работы без «штурмовщины» в конце семестра. Поэтому одной из форм содействия преподавателей развитию самостоятельности студентов является контроль за их самостоятельной работой. Например, на семинарских занятиях преподаватель выдает студентам задачи для решения их дома, затем проверяет своевременность и правильность решения.

Для подготовки готовности студентов к лекционным и семинарским занятиям используются различные тесты.

Преподаватель имеет право принять такую систему зачетов, при которой студент, систематически и в соответствии с графиком выполнявший домашние задания и успешно проявивший себя на семинарских занятиях, может получить в конце семестра зачет без специального собеседования.

Как слушать и конспектировать лекции

Лекция в средневековых университетах являлась единственной формой передачи знаний, т.к. книга была редкостью. Лекция по-прежнему остается ведущей формой и методом преподавания. Как бы хорошо ни был написан тот или иной учебник, он не заменит живого слова преподавателя. Лекцию можно сравнить с хорошим спектаклем в театре, который никогда не заменить чтением пьесы. Слушание лекции – активный процесс, требующий большого напряжения ума и воли, затраты сил и энергии. Невнимательное слушание лекции приводит к тому, что студент теряет логику мыслей лектора, схватывает случайные, не связанные друг с другом фразы, положения и перестает что-либо понимать. В результате интерес к лекции пропадает, и время на лекции тратится впустую.

Исключительно важна запись лекции. Запись лекции позволяет:

надолго сохранить основные положения;

способствует поддержанию внимания (известно, что можно невнимательно читать, но нельзя невнимательно писать);

неизбежно активизирует мысль студента, т.к. он вынужден, слушая лектора, анализировать и выбирать для записи главное;

способствует лучшему пониманию материала.

Студент, только слушающий лекцию, устает и отвлекается быстрее, чем студент, слушающий и записывающий.

На лекции надо записывать самое главное, необходимое для самостоятельной работы. Обычно на младших курсах лекторы стремятся помочь студентам выделить самое главное путем повторения сказанного, замедления темпа изложения, изменения интонации, а иногда и прямого указания на важность того или иного положения. Ведение конспекта принесет наибольшую пользу в том случае, если кратко записывается основной смысл сказанного.

Немаловажное значение имеет внешнее оформление конспекта лекции. В конспекте следует оставлять поля для заметок и дополнений, взятых из учебников и других книг. Хорошо в качестве поля для дополнительных записей использовать левую половину развернутого листа тетради. Писать надо достаточно разборчиво, разделяя текст подзаголовками на смысловые части. Для рисунков и графиков рекомендуется использовать цветные карандаши (фломастеры). Наиболее важные выводы и формулы полезно выделять цветом или заключать в рамку, по ходу лекции делать на полях конспекта пометки и замечания. Они отражают работу мысли студента, его отношение к излагаемому материалу, его сомнение, согласие или несогласие. Конспект лекций необходимо изучать, прочитывать либо при нехватке времени просматривать перед каждой очередной лекцией. К записям нужно обращаться не один раз. Первый просмотр записей желательно сделать в тот же день, когда все свежо в памяти. Нужно прочесть запись лекции, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить сокращения, пронумеровать формулы, выписать наиболее важные из них, а также основные определения в приложения, непременно пронумеровать страницы и заполнить содержание (оглавление) конспекта лекций. Содержание конспекта лекций необходимо по той же причине, что и его присутствие в книге.

Изучить дисциплину только по конспектам невозможно. Хорошо усвоить курс можно лишь при систематической работе с учебником, книгой. Поэтому после того, как лектор закончит излагать какой-либо раздел, следует проработать его по конспекту и учебнику. При этом все дополнительные сведения и уточнения из учебника нужно занести в соответствующие места на полях конспекта.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Записи на практических занятиях нужно выполнять аккуратно, в отдельной тетради.

Необходимо ответственно относиться к выполнению домашних заданий, т.к. только планомерная самостоятельная работа позволяет освоить, в частности, особенности видов производных инструментов и их рынка. На каждом занятии преподаватель проводит учет посещаемости и успеваемости студентов. Результаты такого учета позволяют преподавателю поощрять лучших студентов.

Семинарские занятия помогают студентам глубоко разобраться в теоретических вопросах, научить мыслить логически, анализировать и обобщать факты, делать выводы, развить навыки устной речи, выработать умение выступать перед аудиторией, получить навыки самостоятельного применения теории для решения практических задач, овладеть методами решения этих задач и таким образом содействуют более глубокому пониманию теоретических вопросов. Если студент не научился применять полученные на лекции теоретические знания для решения практических задач, если теория остается сама по себе, то такие знания подобны пустоцвету, они формальны и мало кому нужны.

К практическим занятиям необходимо тщательно проработать теорию по конспектам и книгам. Для неподготовленного студента часы практических занятий принесут мало пользы. При решении задачи нужно не только получить правильный ответ, но и усвоить общий метод решения подобных задач. Студент должен научиться пользоваться при расчетах справочниками, таблицами, вычислительными средствами, выработать в себе привычку контролировать и критически оценивать полученные результаты. Курсовые работы и проекты, охватывающие несколько разделов курса и смежных дисциплин и по своему характеру приближающиеся к задачам, которые возникают на предприятиях, можно выполнить, лишь овладев навыками решения разнообразных задач.

Для подготовки к семинару следует ознакомиться с планом занятия, основательно поработать с учебником и лекционным материалом, глубоко изучить основную и дополнительную литературу, составляя при этом конспект. Затем необходимо составить план устного ответа и продумать содержание выступления.

Самостоятельная работа

Только в результате самостоятельного труда можно научиться самостоятельному мышлению, выработать собственные убеждения, взгляды и мнения, т.е. развить в себе черты, характеризующие личность человека. Поэтому студент должен стремиться проявлять самостоятельность во всем, что приходится делать в ходе учебного процесса: искать улучшенный путь решения задачи, делать собственные выводы при изучении книги и т.д.

Работа в академии по расписанию занимает примерно половину учебного времени, которым располагает студент. Другая половина времени отводится для самостоятельной работы. Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься, в зависимости от индивидуальных способностей каждого студента, 4-5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные занятия следует с первых дней семестра, т.к. упущенные для работы дни будут потеряны безвозвратно.

Чтобы облегчить труд студентов и стимулировать рациональное использование ими своего времени, целесообразно составить на время изучения дисциплины график самостоятельной работы студента, в котором указываются сроки выполнения домашних заданий, курсовых работ и других видов самостоятельной деятельности.

При организации самостоятельной работы нужно составить распорядок дня, в котором предусмотреть время на обязательные занятия по расписанию, самостоятельную работу, перерывы на обед, ужин, отдых, проезд и т.п. Этот распорядок не предопределяет содержания работы, а лишь устанавливает ее ритм.

Необходимо установит нормы своего труда, т.е. рассчитать, что можно сделать в течение часа. Проще всего определить время, затрачиваемое на прочтение, конспектирование книг, исходя из среднего времени, затрачиваемого на страницу.

Нужно правильно учесть личный свойственный темп (скорость) работы.

Любая работа требует учета. В учете нуждается и такой сложный вид труда, как умственный.

Работа с книгой

Значительная часть самостоятельной работы студента связана с изучением литературы. Никакими другими способами, кроме работы с книгой, нельзя получить системных, глубоких и прочных знаний. Работа над книгой состоит из этапов, которые включают в себя: предварительное ознакомление с содержанием книги, раздела или главы; углубленное чтение (проработка книги); составление конспекта, тезисов, рабочих записей. В каждой дисциплине имеется своя терминология, без знания которой нельзя понять текст. Поэтому в процессе чтения следует пользоваться справочной литературой для выяснения значения непонятных слов и терминов. Для плодотворного чтения финансово-экономической литературы необходимо не только понимать смысл текста, но и уметь анализировать формулы, графики, расчеты, таблицы, рисунки, схемы. Иллюстрация облегчает понимание текста и дополняет его, а часто вообще является единственно целесообразной формой освещения какого-либо вопроса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *