Литературная гостиная Стихов стихия — вне времен, посвященная памяти борисоглебского поэта К.Васильева выпуск школьного альманаха Живые слова

  • Кузьмина Мария Николаевна, учитель литературы

Процесс реабилитации, т.е. приобщение к
традициям и ценностям вечерней школы (возврат в
школу) основан на принципах гуманизма, что
невозможно без чётко продуманного
образовательного процесса, в котором главную
роль играет внеклассная работа, в т.ч. и по лирике.
Она положительно воздействует на озлобленных и
разочарованных подростков и молодых людей
эстетически и нравственно, а они в свою очередь
также получают необходимый эмоциональный
опыт. Эстетическое воспитание не ограничивает
свои задачи только формированием эстетических
чувств, вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и
убеждений личности, её способности воспринимать
и оценивать мир с точки зрения гармонии,
совершенства и красоты, всё это является
неотъемлемыми составными элементами
эстетической культуры личности. Процесс
воспитания человека заключается в выработке в
нём способностей творчески преобразовывать мир
в соответствии со своими целями и желаниями,
опирающимися на познание объективных законов
развития мира и человеческой жизнедеятельности.
Творческая личность – важнейшая цель как всего
процесса обучения и воспитания, так и
эстетического воспитания. Без эстетического
воспитания, без формирования способности к
эстетическому творчеству невозможно решить одну
из важнейших задач – всестороннее и
гармоническое развитие личности. Эстетическое
неразрывно связано с этическим, т.е.
нравственным.
Задача педагога состоит в умелом и ненавязчивом
подборе предметов и явлений, соответствующих
нашим представлениям о красоте и человечности.

Цель: познакомить учащихся с
самобытными поэтами Ярославского края
(К.Васильев, А.Будников, поэты-ученики МОУ В(с)ОШ),
понять сущность поэзии, её бессмертие и
необходимость для человечества.

Литература:

1) Васильев К. Избранное: Стихотворения,
эссе. Составитель Е.Ермолин. – Ярославль: Нюанс,
2003. – 320 с.
2) Васильев К. Судьбе своей я жертвую собой….
– П. Борисоглебский, 2006 г. – 54 с.
3) Максимов С.В. По русской земле. – М., 1989. –
с.17-128
4) Рубцов Н. Стихотворения. – М.: Сов. Россия,
1983 г. – 176 с.
5) Толстой Н.И. Религиозные верования древних
славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С.
147-148 – № 4. http://www.istrodina.com/rodina.php3

6) http://poetvаsiliev.nаrod.ru/

Оборудование:

  • ноутбук и проектор (презентация);
  • альманах «Живые слова» и сборник стихотворений
    Ю.Смирновой «Как трудно обманутся в человеке»

Сценарий мероприятия:

Ведущий: Я рада приветствовать вас в
стенах вечерней школы на вечере памяти поэта, чьё
имя тесно связано с Ярославским краем,
Константином Васильевым. 10 января 1955 года
родился он в посёлке Борисоглебский Ярославской
области, где спустя 46 лет и умер. Вы можете
возразить мне: «Наш край богат талантливыми
поэтами и писателями, а что прожил так недолго,
видно не судьба». И я соглашусь с вами, но до сих
пор не решён вечный спор, заявленный мною в
названии нашего вечера «Стихов стихия – вне
времён». Кто он, поэт? Почему до сих пор близки
читателю стихотворные сроки, отделённые от него
100 и 200, тысячелетием? В чём истоки долголетия
поэзии? Безусловно, вопросы это риторические,
но, давайте попробуем рассмотреть их на примере
одной поэтической судьбы. Судьбы Константина
Васильева. Обратимся к словам эпиграфа, которые
принадлежат нашему герою:

« … Легко писать так, чтобы тебя поняла и
полюбила – толпа! Но как трудно писать для
«избранных». Я не отстаиваю принцип элитарности.
Для меня пастух, понимающий подлинную поэзию –
избранный, а профессор философии, который глух к
поэзии – представитель «толпы». Я, разумеется,
готов уважать этого профессора – как ученого, и
как человека (если он хороший человек)… Но
пишу-то я не для него, а для тех, кому нужна поэзия!
И в моем слове «толпа» – нет ничего
оскорбительного. Я не буду думать о человеке
хуже, если узнаю, что он глух к поэзии. Это не вина
его, а беда (впрочем, может это его счастье?!). Я не
переношу лишь тех, кто будучи к поэзии глухим,
судит поэтов. Это уже другое дело!
(01.03.82 г.)

– А сейчас я хочу сделать небольшое
отступление. В русском языке есть выражение
«пройти определённый этап», и это не случайно,
потому как человеческая жизнь и есть
совокупность таких этапов, удачных и не очень,
долгих и кратких, светлых и тёмных. Человеку
просто необходимо в определённый момент
остановиться и подумать, что он уже сделал, а что
его ждёт впереди. Умение вовремя остановиться –
важное качество для человека. Но как
остановиться поэту? Отдаваясь своему
испепеляющему искусству, он дарит нам свой
эмоциональный опыт. Поэтому вы, все здесь
сидящие, начните с самих себя в оценке поэзии
в вашей жизни.
А мы предложили 100 жителям нашего города,
независимо от возраста и профессии, ответить на
три вопроса и получили следующие ответы.

(Приложение 1, слайды
3, 4, 5, 6)

(Опросить кого-нибудь из зала; ваше любимое
стихотворение)

Ведущий: Чаще всего первое знакомство
с поэтом оказывается заочным и обычно случайным.
Например, я впервые услышала это имя, когда
мучительно подбирала ему для будущей
диссертации. Моя знакомая Козлова Галина
Алексеевна, библиотекарь предложила мне
почитать книгу стихов некого Борисоглебского
поэта. Я открыла: я почувствовала порыв и
независимость М.Цветаевой, моего любимого поэта,
её мятежность и искренность в мужественном
варианте. Галина Алексеевна, а как
состоялось ваше знакомство с поэзией
К.Васильева?

Козлова Г.А.:

Ведущий: У нас в гостях известный
угличский поэт Алексей Валентинович Будников,
член союза писателей РФ, автор нескольких
поэтических сборник, тонкий знаток русской
литературы. А как состоялось ваше знакомство
С. К.Васильевым?

Будников А.В.:

(Приложение 1, слайды
7, 8, 9)

Ведущий: У каждого свой путь к поэту.
Мой проходил через посёлок Борисоглебский к
матери поэта Васильевой Лении Ильиничны. Хочется
вслед за Пушкиным воскликнуть: «Здесь русский
дух, здесь Русь пахнет!»

(Приложение 1, слайды
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18)

Ведущий: Каждый из приезжающих видит,
чувствует Борисоглебский по-своему, особенно,
делает свои акценты. (Параллельный взгляд).
Мощные стены Борисоглебского монастыря,
музей К.Васильева, его стихи, рассказы
матери… Я увидела в музее дом поэта, а моя
спутница – присутствие двух женщин, любящих и
любимых. Слово Галине Алексеевне.

(Приложение 1, слайды
19, 20, 21)

Ведущий: Наше прагматичное время
К.Васильев не чувствовал своим: «Впрочем,
время мое не настало, время ждет
не героя — слугу». Так он писал. Времена
новые и впрямь высокими не назовешь.
Поэт, много размышлявший о судьбе поэта, о
поэзии, писал:

«Только вот еще что: мы прекрасно усвоили, что
все поэты – жертвы (обстоятельств, судьбы,
общества… Разве что не «жертвы аборта»). Да –
жертвы. Но это не значит, что они сами не бывали
палачами. Бывали, частенько бывали, в том и штука.
Поэты просто не могут не бывать время от времени
(и желательно – почаще!) «палачами», потому что
это – способ их существования. Как говорится, «не
согрешишь – не покаешься». О чем бы поэт пел, если
бы он жил пристойно, «как все»?

Упрощая, можно сказать, что сама поэзия –
катарсис, преодоление зла. Но разве может
преодолеть зло тот, кто держится от него в
сторонке? Сама судьба повелела поэту – прежде
грешить, а после петь, то есть «очищаться» самому,
и очищать нас с вами. «Божественный глагол»
нисходит все-таки к земному, низкому, низменному
человеку …».

Ничем я не могу помочь
вам, одичавшим в одночасье.
Так и получится точь-в-точь:
меня погоните вы прочь,
путем всеобщего согласья.

Вы говорите грубый вздор
от имени всего народа –
какой великолепный хор!
Я выслушаю приговор,
я выслушаю ваши оды.

Я ничему не удивлюсь,
все происходит не впервые.
Я знаю, знаю наизусть
и вашу презираю Русь,
и к вашей не стремлюсь России.

Любое ваше слово – ложь,
само молчанье ваше лживо,
меня словами не возьмешь,
меня молчаньем не убьешь,
и не столкнешь меня с обрыва.

Ведь я, стоящий на своем, –
держусь уверенно и прямо.
И я не слеп, не глух, не хром,
и никого не жгу огнем,
и никому не рою яму.

Я даже вам навстречу шел!
Я даже слушал ваши речи!
Но где – божественный глагол?
Вранье, угрозы, произвол
и принципы не человечьи.

Жалею вас, – напрасно, ведь
вас просто бесит жалость эта.
Никто не смеет нас жалеть! –
Но я имею право – сметь
и говорить, и ждать ответа.

15.04.89.

Ведущий: Зачем нам, читателям, нужны
стихи, понятно. У каждого читателя – свой поэт.
Талантливых поэтов хватит на всех. А теперь
давайте спросим поэта. Алексей Валентинович,
согласны ли вы с мнением К. Васильева? Кто он,
поэт? Действительно ли, «стихов стихия – вне
времён»?

Будников:

(Приложение 1, слайды
22, 23)

Ведущий: Вернёмся вновь к К.Васильеву.
Каким его видели самые близкие его люди.
Следующий этап «Мнение близких». В первую
очередь, конечно, это мать поэта Ления Ильинична. Слово
Лении Васильевны о сыне.

Ведущий: Галина Поморцева –
интересный художник, красивая и умная женщина.
Маргарита другой и быть не могла! К сожалению, они
встретились ненадолго. Но эти несколько лет были
самыми плодотворными и самыми счастливыми для
каждого из них. Не случайно и то, что среди
мрачных романтических работ о смерти и
одиночестве выделяются стихотворения,
посвящённые Галине Поморцевой, отличающиеся
необыкновенным лиризмом и искренностью. Главное
качество, которое поэт подчёркивает у своей
любимой, это нежность. Какой редкий дар в наше
время!

… что есть со мною ты, что ты нежна,
Что нас объединяет тишина.
«Когда-нибудь я выйду на простор…»;

Только чувства безбрежность,
И мне ясно до слёз,
Что в глазах твоих нежность,
И печаль, и вопрос …
«Ничего мне не надо…»;

Разлука, горе, смерть – всё в мире есть,
А мне-то что! – ведь ты со мною, здесь,
Ты нежная, надёжная, живая.

«Сонет».

– Её нежность есть дар служения. Служения даже
после смерти Мастера. Галина Ивановна основала
музей-квартиру, которая стала литературной
Меккой истинных любителей поэзии; а титанический
труд по систематизации работ К.Васильева (около
5000 стихотворений, а также критические статьи,
эссе, переводы); выпуск сборников стихотворений.
И, конечно, самый первый и компетентный
исследователь творчества К.Васильева также Г.
Поморцева. Послушайте голос Галины Ивановны. Она
читает стихотворение «Поль Верлен».

Ведущий: У Константина Васильева
всегда было много друзей, знакомых. Своей
энергией, любовью к родине, литературе, языку,
человеку он заражал и окружающих. Умер человек
К.Васильев, но остался поэт К.Васильев, осталось
его дело: украшать нашу жизнь стихами, делать её
добрее, чище, искреннее … наверное, в этом и есть
суть любого творца. Ольга и Сергей Волковы
исполнять песню «Над лугами лишь луна…» на слова
поэта.

(Приложение 1, слайды
24, 25, 26, 27)

Ведущий: Музей притягивает
неравнодушных творческих людей из разных
городов России: Ростова, Ярославля,
Екатеринбурга, Москвы, Борисоглебска, Мышкина,
Санкт-Петербурга, Углича… Это писатели,
художники, музыканты, ученые, студенты. Всех
объединила поэзия, в которую так верил и за
которую принял смерть поэт Константин Васильев.
Так что же это такое – Поэзия? 17 августа
Борисоглебская земля ежегодно собирает поэтов и
всех любителей поэзии на Васильевских чтениях.
Установлен памятник на могиле, мемориальная
доска на школе, открыт сайт в Интернете http://роetvаsiliev.nаrod.ru/.
Посвящения. М.Лебедев.

Обращение матери к вам, молодым, пишущим.

(Приложение 1, слайды
28, 29, 30, 31)

Ведущий: В нашей школе появилась
прекрасная традиция создавать сборники
творческих работ учащихся. Первый опыт – сборник
стихотворений «Родники». В этом году у нас
двойное рождение. Во-первых, небольшая брошюра
стихотворений ученицы 11 класса Юлии Смирновой
«Как трудно обмануться в человеке…» и альманах
«Живые слова», в котором есть и стихи, и проза, и
публицистика.

Ведущий: Юлия Смирнова – уже зрелый
автор. Главная тема её лирики – любовь. Это и
естественно для юной девушки. Но откуда такая
глубина чувства? И, главное, искренность
чувства и неизменная чувственность.

Приложение 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *