Урок русского языка в 5-м классе по теме Работа над ошибками в сочинении по картине О.Д. Яновской Ждут

  • Бардина Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1) проанализировать работы
учащихся;
2) познакомить учащихся с допущенными ошибками;
3) продолжить работу по отработке умения видеть и
редактировать речевые ошибки и недочеты.

Оборудование:

– репродукция картины
О.Д.Яновской “Ждут”,
– примеры из сочинений учащихся в записи на
карточках,
– словарь синонимов, толковый словарь под
редакцией С.И.Ожегова.


Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день! Рада вас
приветствовать на уроке русского языка. Займите
свои рабочие места, приготовьтесь к уроку и
настройтесь на рабочую волну: редактирование
своих творческих работ.


2. Ознакомление с темой, целями и
задачами урока:

– На прошлом уроке мы писали
сочинение по картине О.Д.Яновской “Ждут”.

В целом класс с работой
написания текста сочинения справился, ребята
получили неплохие оценки. (Анализ работ учащихся)

Сочинения получились
интересные. Вы сумели собрать материал по
картине, раскрыли тему, есть находки в изложении
содержания и в языке сочинений. Но все-таки
необходима работа над речевыми и
орфографическими ошибками..

Сегодня мы будем работать над
следующими видами ошибок (записаны на доске):

– употребление слов без учета
их стилистической окраски,

– лексическая несочетаемость
слов,

– тавтология,

– необоснованные повторы
слов.


3. Работа над изучением новой
темы урока.

Перед вами текст сочинения
одного из учащихся класса. Прочитайте текст и
найдите в нем виды ошибок, которые написаны на
доске.

(Дети самостоятельно ищут
ошибки, потом приводят примеры).

– Работа над примерами
лексической несочетаемости.

– Какой пример лексической
несочетаемости вы нашли? Прочитайте. Объясните, в
чем несочетаемость слов?

Взгляд одной из девочек
напряженный, даже чуть нетерпеливый,
мечтательный.

– Как вы понимаете значение
слова “напряженный”? (Ответы учащихся)

– Откройте толковый словарь и
найдите лексическое значение слова.

(Напряженный -1.
Неослабевающий, требующий сосредоточения сил,
внимания. 2. Происходящий с усилием, принужденный,
неестественный. 3. Неспокойный, готовый
разразиться чем-нибудь неприятным.)

– Какие ассоциации вызывает
слово “мечтательный”? (ответы учащихся)

Работа со словарем.

(Мечтательный – склонный
мечтать, присущий мечтателю).

– Ребята, подумайте, как можно
исправить данную ошибку? (Использовать слова
тревожный или задумчивый)

– Посмотрите теперь свои
работы. У кого есть подобная ошибка? Прочитайте
ваше предложение с ошибкой. (Чтение предложений
из сочинений учащихся)

– Исправьте ошибку. Запишите
исправленный вариант в тетради. (Идет устная
проверка предложений).

– Работа по карточкам. Правка
текста (карточки заранее приготовлены учителем с
выписанными ошибками из ученических работ)


Карточка

  1. Но вот …. Мелькнула … еле различимая
    черная точка. Девочки оживились, пытаясь
    различить в черной точке черты рыбацких лодок.
  2. Она мечтает о том, что её отец скоро
    вернется…, отец расскажет….

– Прочитайте данные
предложения. Подумайте, какая ошибка допущена.
(Повторение выражения “черная точка”, слова
“отец”).

– Что нужно сделать, чтобы
устранить эту ошибку? (Найти синоним).

– Возьмите карандаши и
сделайте синонимическую правку в этих
предложениях.

– Проверим работы. (Но вот
мелькнула еле различимая черная точка. Девочки
оживились, пытаясь различить в ней черты
рыбацких лодок).

– Приведите примеры повторов,
допущенных в ваших работах.


4. Самостоятельная работа.

– Послушайте отрывок из
сочинения (записан на доске), найдите повторы,
отредактируйте текст.

Девочка в ожидании смотрит
вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу
волосы, а другой обхватила за пояс младшую
девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги,
положила руку на колено старшей девочки. …Лицо
девочки..


5. Тавтология.

– В начале урока мы нашли в
сочинении Биткиной Н, пример тавтологии
(употреблении рядом или близко однокоренных
слов).

Никогда не сдруживаются
люди друг с другом.

– Выделите общий корень в
словах. (-Друж-, -друг-).

– Приведите примеры такого
недочета из ваших работ.

(Дети с надеждой оглядыются
в синюю даль. Взгляд одной из девочек…)

– В предложении есть еще одна
ошибка.

– Можно ли так сказать с д р у
ж и в а ю т с я? (Это просторечное слово).

– Какое есть слово с таким
значением? (Подружились).

– Но оно также не подходит по
форме.

– Найдите синоним (Сближаются
– книжное выражение)


6. Работа со словарём
синонимов.

– Следующий вид ошибки –
использование слова без учета его
стилистической окраски:

А между тем … приближались
обтрёпанные бурей паруса…

– Как вы думаете, чем нужно
пользоваться, чтобы понять причину этой ошибки?

(Словарем синонимов)

Такое домашнее задание было
дано Ермаковой Е.

– Какое же слово, Катя, здесь
уместнее?

(Потрёпанные – разговорное,
о б т р ё п а н н ы е – разговорная, но более грубая
форма
).

– Подобная ошибка
встретилась еще в одном из сочинений.

Слева на картине изображены
иссохшие от жары кустики.

– Каким словом лучше
заменить? (Высохшие)

– Почему лучше? Выясните это
дома, поработав со словарем.


7. Итог урока

– Ребята, в какой профессии
встречается данная работа, связанная с правкой и
редактированием текста? (Корректор, редактор)

– А кто из родителей работает
на этой должности? Какая обстановка на рабочем
месте?

– О каких речевых недочетах
мы сегодня говорили?


8. Домашнее задание.

– Работа со словарем
синонимов.

Найди подобные пары слов и замены
выражений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *